В неспокойной атмосфере
§ 3.1. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФУНКЦИИ
ДЛЯ ПАРАМЕТРОВ ПРОДОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ВЕТРА
Основной задачей данного параграфа является получение и анализ передаточных функций для параметров продольного движения самолета в неспокойной атмосфере. В последующих параграфах этой главы передаточные функции используются для получения на основании соотношений (2.46) и (2.47) характеристик продольного движения в турбулентной атмосфере.
Переходные функции продольного движения, рассматриваемые совместно с передаточными функциями, дают наглядное представление о поведении самолета при попадании в одиночный порыв ветра вида единичной ступенчатой функции. Хотя таких порывов в реальной атмосфере не существует, однако встречаются порывы с большим градиентом, которые в первые секунды их воздействия на самолет можно считать близкими к ступенчатым.
В данной главе произведено сравнение динамики самолета с зажатыми рулями и при управлении автопилотом. Исследование поведения самолета с зажатыми рулями представляет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку инструкции рекомендуют летчику при полете в неспокойной атмосфере по возможности не вмешиваться в управление самолетом, удерживая рули в определенном положении. Однако все чаще для управления самолетом в этих условиях используется автопилот.
Оценим роль продольной и нормальной составляющих скорости ветра в возмущении параметров продольного движения. Для этого рассмотрим передаточные и переходные функции самолета с зажатым рулем высоты и самолета, управляемого автопилотом с высотным корректором [закон (2.13)] и без него [закон (2.14)].
На основании полной системы уравнений (2.10), справедливой для горизонтального полета самолета с зажатым рулем высоты, получаем следующие передаточные функции при воздействии горизонтальной составляющей ветра.
Для угла тангажа [16]
Отрицательный знак передаточной функции (3.1) указывает на то, что в первый момент после попадания в попутный поток воздуха постоянной скорости (№*>0) самолет опускает нос (ДО<0). В установившемся режиме (р = 0) приращение угла тангажа становится равным нулю.
(п) — С(р) = С»Р* — г схР7 + сгР + а* К Л(р) А(р) |
Для приращения скорости по связанной оси х
Вид передаточных функций (3.3) — (3.6) позволяют утверждать, что в установившемся режиме (р=0) при воздействии постоянного ветра Wx приращения параметров Vgv, yg, пх и пу равно нулю.
Передаточные функции для самолета с зажатым рулем высоты при воздействии вертикальной составляющей ветра имеют следующий вид.
Для угла тангажа
WtnWy(p)=-
Отрицательный знак передаточной функции (3.7) указывает на то, что в первый момент после попадания в восходящий поток постоянной скорости (Wv>0) устойчивый самолет опускает нос вниз («клюет на ветер»). В установившемся режиме (р=0) при
|
|
|
|
|
|
|
постоянной скорости вертикального ветра приращение угла тан* гажа равно нулю.
Для приращения скорости по связанной оси х
•Для скорости по связанной оси у
Wv ( Р)_____ Шр} крр3 + ht р2 + h$p + at
А(р) А(р)
Щля вертикальной скорости самолета (в земных осях)
WyJw (р) = ■1 (р)- = *■ р2 +hP + а*
Vу А(р) А(р)
Свободные члены числителей и знаменателей (3.9) и (3.10) совпадают, что указывает на то, что в установившемся режиме вертикальная скорость самолета будет равна скорости постоянного по величине ветра Wy.
Для горизонтальной перегрузки
WnxMy(p)= j-WbVgx/V)y(p). (3.11)
Для вертикальной перегрузки
w-r*,(P) = ywi’l,,(Pl — (3.12)
На рис. 3.1 в качестве примеров приведены амплитудно-частотные характеристики для практически наиболее важных параметров продольного движения тяжелого транспортного самолета в крейсерском режиме полета (ниже для краткости этот самолет будем называть самолетом № 1). Эти характеристики построены по рассмотренным выше передаточным функциям для угла тангажа, вертикальной и горизонтальной перегрузок при действии вертикальной (кривые 1) и горизонтальной (кривые 1′) составляющих ветра. Начальные участки этих же характеристик в более крупном масштабе для о показаны на рис. 3.2 (кривые /). На рис. 3.2 характеристики самолета построены только при воздействии вертикальной составляющей ветра, так как графики на рис. 3.1 показывают, что угол тангажа и вертикальная перегрузка
![]() |
при воздействии горизонтальной составляющей ветра примерно на порядок меньше, чем от вертикальной. Несколько больше роль горизонтальной составляющей в создании горизонтальной перегрузки (рис. 3.1,в), но последняя по абсолютной величине мала и в большинстве случаев практически не представляет интереса. На основании этого ниже, как правило, будет анализироваться поведение самолета под действием вертикальных порывов ветра.
В)
Графики на рис. 3.2 показывают, что на очень низких частотах характеристики самолета с зажатыми рулями содержат пи л значительной амплитуды, обусловленный длиннопериодически!’ движением (фугоиды). Это обстоятельство хорошо подтверж дается переходными процессами, соответствующими входу само лета № 1 в вертикальный поток воздуха, имеющий скорость Г„=10 м/сек (рис. 3.3).
Необходимо обратить внимание на то, что приращение угла атаки Да, вызванное вертикальным порывом ветра, уменьшается
практически до нуля за время короткопериодического движения и не возмущается в процессе фугоидных колебаний. Переходная функция для угла атаки практически совпадает с переходной функцией для вертикальной перегрузки. Поэтому при анализе продольного движения главным образом с точки зрения перегрузок, испытываемых самолетом, можно ограничиться боЛее про-
Рис. 3.3. Переходные процессы самолета № 1 с зажатым рулем, полученные по полным уравнениям (2.10), при воздействии вертикального ветра |
стыми уравнениями (2.11). Ниже будет показано, что для самолета с автопилотом без высотного корректора такое допущение тем более справедливо, так как автопилот уничтожает фугоидные
Рис. 3.4. Переходные процессы самолета 1 с зажатым рулем, полученные по полным уравнениям (2.10), при воздействии горизонтального ветра |
колебания, и переходные характеристики, получаемые по полным
(2.10) и упрощенным (2.11) уравнениям, совпадают лучше, чем у самолета без автопилота.
На рис. 3.4 приведены переходные процессы для самолета № і с зажатым рулем, соответствующие входу самолета в попутный поток воздуха, имеющий скорость И7*=10 м/сек. Чтобы бо — лее наглядно представить фугоидные колебания, масштаб времени уменьшен. Переходные процессы на рис. 3.4 показывают, что
у самолета с зажатым рулем при попадании, в горизонтальным порыв угол атаки почти не возмущается, а приращения угла тангажа, путевой скорости и высоты совершают слабо затухающи, колебания с большим периодом. При этом колебания скорости і. высоты полета совершаются относительно значений этих величні і в новом установившемся режиме.
Получим передаточные функции для параметров движени:; самолета с зажатыми рулями при воздействии горизонтальної: составляющей ветра на основе более, простых уравнений (2.11)
Для угла тангажа *
W*!Wx(p)=
![]() |
![]() |
![]() |
Для скорости по связанной оси у
W»yI[19]x(P) = — JWygl*JP)- |
hP +’а’* |
![]() |
Для вертикальной скорости самолета
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для вертикальной скорости самолета
Для вертикальной перегрузки
(3.20)
Найдем также передаточную функцию для дополнительной перегрузки, вызываемой угловыми движениями самолета, т. е. его колебаниями относительно центра тяжести. Эту перегрузку определим лишь для случая вертикальной составляющей ветра. Передаточная функция для перегрузки на плече I от центра тяжести, вызываемой угловыми движениями, имеет вид
(3.21)
Плечо / имеет положительный знак для точек, расположенных от центра тяжести к хвосту самолета.
Необходимо отметить, что передаточные функции (3.13) и
(3.15) не могут быть использованы для расчета движения самолета при действии случайного ветра, так как они содержат чисто интегрирующее звено в качестве множителя. Это обстоятельство приведет к бесконечно большим значениям дисперсии угла тангажа и вертикальной скорости при воздействии случайного ветра. Такой результат является следствием пренебрежения изменением скорости полета. Передаточные функции (3.1) и (3.4) для тех же параметров, но полученные по полным уравнениям (2.10), лишены указанного недостатка.
Частотные характеристики для угла тангажа и перегрузки, полученные на основании упрощенных формул, практически совпадают с теми, которые приведены на рис. 3.1, а и б (кривые 1 и 1′). Это подтверждает высказанное выше утверждение о том, что короткопериодическое движение самолета без автопилота при воздействии ветра достаточно хорошо описывается системой уравнений (2.11).
В частотных характеристиках, полученных по упрощенным уравнениям, исчезают пики на малых частотах (рис. 3.2,а и в), соответствующие фугоидам. Однако площадь этих пиков ничтожна и, следовательно, ничтожна их роль при определении дисперсии угла тангажа и перегрузки при воздействии на самолет случайного ветра. Для иллюстрации всех этих положений рассмотрим переходные. процессы самолета № 1, полученные по Уравнениям (2.11). Эти функции соответствуют входу самолета в вертикальный ветер №=10 м/сек (рис. 3.5). Сравнение рис. 3.5 с рис. 3.3 показывает, что в пределах времени затухания короткопериодического движения процессы на обоих рисунках близки друг к другу.
Перейдем к анализу передаточных и переходных функций с автопилотом. Объединяя уравнения самолета (2.10) и автопилота с законом управления (2.13), получаем передаточные функции Для параметров продольного движения.
При воздействии горизонтальной составляющей ветра этг: функции имеют следующий вид.
Для угла тангажа *
W[20],Wx(p) = |
Лр) ____________________ JoP3 + J’lP2 + hP________ /3 22
КІР) Pi + k{p* + k2p> +k3p2 + k4p-г kS ’
Для горизонтальной перегрузки
.(3.23,
Для вертикальной перегрузки
Wn lw (р)=~— =-— т°рЬ + щр*+ щр3 ■ (3.24
‘У9*’" g К(р) g К(р) У
Передаточные функции при воздействии вертикальной составляющей ветра имеют следующий вид.
Для угла тангажа
w, lw («)= ”i£L= _ ЪР + ЪР^ + ър + п, (3 25) 1 уКУ К(Р) Kip)
Для горизонтальной перегрузки
w /-Ч 1 Qip) _ 1 ЯоРь + Я1Р*+Я2Р3 + ЯзР2 + 94Р /326)
g КІР) g КІР)
Для вертикальной перегрузки
,«,(/>)=-LA(3.27)
y’ yK g кІР) g Kip) v
Амплитудно-частотные характеристики, построенные на основании передаточных функций[21] (3.22) — (3.27) для самолета № 1
приведены на рис. 3.1 (кривые 2 и 2′). Кривые 2 относятся к воздействию вертикальной, а кривые 2′ — горизонтальной составляющих ветра. Для малых частот характеристики, относящиеся к вертикальному ветру, приведены на рис. 3.2 (кривые 2). Характеристики на рис. 3.2 показывают, что автопилот с законом управления (2.13) срезает пик фугоидных колебаний для вертикальной перегрузки и уменьшает пик для горизонтальной перегрузки. Неблагоприятным обстоятельством является смещение
Рис. 3.6. Переходные процессы самолета № 1 с автопилотом [закон (2.13)], полученные по полным уравнениям (2.10), при воздействии вертикального ветра |
пика на характеристике угла тангажа на нулевую частоту (рис. 3.2,а), в результате чего действие вертикального ветра приводит к значительному отклонению всех параметров от их значе-
Рис. 3.7. Переходные процессы самолета № 1 с автопилотом [закон (2.13)], полученные по упрощенным уравнениям (2.11), при воздействии вертикального ветра |
ний в установившемся режиме. На рис. 3.2, а приведена также амплитудно-частотная характеристика 4, построенная по упрощенной передаточной функции, когда изменение скорости не учитывается [уравнения (2.11) и автопилот (2.13)]. В характеристике 4 отсутствует пик на нулевой частоте, что очень существенно влияет на динамику самолета.
Проиллюстрируем эти результаты с помощью переходных Функций для самолета № 1, представленных на рис. 3.6 и 3.7. Переходные функции на рис. 3.6 получены по полным уравнениям
(2.10) . Осциллограммы на рис. 3.6 указывают на очень неблагоприятный характер переходного процесса у самолета с автопилотом, имеющим высотный корректор, при попадании в вертикальный поток воздуха. Чтобы стабилизировать самолет на новой
высоте, при ветре, направленном, например, вверх, автопилот заставляет самолет опустить нос, вследствие чего увеличивается скорость полета. Для обеспечения равновесного режима при новом значении скорости нужно значительно уменьшить угол атаки. Вследствие малого значения передаточного числа автопилота по высоте (/„=0,07 град • руля/м) все эти нежелательные явления развиваются очень медленно. Поэтому в подавляющем большинстве случаев самолет выйдет из зоны действия вертикального порыва раньше, чем указанные явления успеют развиться. Но и при кратковременном воздействии на самолет вертикальных порывов влияние высотного корректора будет отрицательным. К этому надо добавить, что в качестве датчика сигналов об изменении высоты в настоящее время используется барометрический прибор-статоскоп. Такой датчик работает удовлетворительно лишь в условиях спокойной атмосферы. В турбулентной атмосфере наблюдаются пульсации давления, которые воспринимаются датчиком как колебания высоты полета. В этих условиях корректор высоты может давать ложные и значительные по величине сигналы на автопилот, которые вызовут нежелательные эволюции самолета.
Второй особенностью рассматриваемого движения самолета с автопилотом, имеющим высотный корректор, при попадании в вертикальный поток воздуха является принципиальная невозможность исследования этой задачи с помощью уравнений в отклонениях (2.10), если скорости вертикального ветра значительны. В этом случае отклонения скорости и углы атаки от исходных значений получаются такими большими, что для исследования динамики полета необходимо использовать исходные нелинейные уравнения. Поэтому движение самолета, показанное на рис. 3.6, исследовалось при скорости ветра Н7„=1 м/сек. Даже при этом условии установившиеся значения отклонений параметров от их значений в невозмущенном режиме, вычисленные по приведенным выше передаточным функциям, получаются следующими:
Д0уст=-1,15°, Wgx=l7,5 м/сек, Дуг = 29
На рис. 3.6 эти значения не показаны, так как за время осцил- лографирования процесс не достиг установившегося состояния.
На рис. 3.7 приведены переходные процессы для того же случая, но без учета изменения скорости полета (уравнения 2.11). Здесь значение скорости вертикального ветра принималось равным 10 м/сек, так как в поведении системы самолет — автопилот нет никаких особенностей. Фугоидные колебания уничтожаются автопилотом, переходные процессы быстро заканчиваются, и самолет продолжает полет с незначительным отклонением высоты.
Сравнение рис. 3.6 и 3.7 ясно показывает, что исследование динамики самолета с автопилотом, имеющим высотный корректор, необходимо проводить с учетом изменения скорости.
На рис. 3.8 приведены переходные процессы для самолета № 1 с автопилотом, имеющим высотный корректор, показывающие поведение самолета при попадании в попутный поток воздуха №*=10 м/сек. Эти функции получены по полным уравнениям самолета (2.10). В этом случае не возникает таких больших отклонений от исходного режима, как это имело. место при входе самолета с автопилотом, имеющим высотный корректор, в вертикальный поток воздуха (рис. 3.6). Однако процесс перехода к новому установившемуся режиму, также весьма затянут и составляет в рассматриваемом примере около 10 мин.
![]() |
Вследствие установленного выше отрицательного влияния высотного корректора на динамику полета в возмущенной атмосфере рассмотрим поведение самолета с автопилотом без высот-
______ SqP2 + SiP____ Р[22] + h Р3 + Р2 + t$P + ^4 |
![]() |
![]() |
ного корректора, т. е. с законом управления (2.14). Объединяя уравнения (2.10) и (2.14), получаем следующие передаточные функции при воздействии горизонтальной составляющей ветра. Для угла тангажа *
J_ U0p* + Utp3 +• U2pl + иЗр g Т (р) |
![]() |
![]() |
![]() |
Для горизонтальной перегрузки
Для вертикальной перегрузки
W„ !w (р)=~ — = — — LроР* + ^Р3 + %/?, (3.30)
у *v g Tip) g Tip)
Для самолета с автопилотом без высотного корректора пере — Щцаточные функции при воздействии вертикальной составляющей ветра имеют следующий вид.
Для угла тангажа
Wb/V> (р)= —————— ШІ+JElL
^ Tip) Tip)
Для горизонтальной перегрузки
rv. L + (3 32,
* у g Т(р) g Т(р)
Для вертикальной перегрузки
W„ ,9 (p)=—Zl£L==±. уоР* + УіР3 + У2Р2 + узР /3 33)
> ’ g Т(Р) g і Т(р) к °°}
Амплитудно-частотные характеристики, построенные на основании передаточных функций (3.28) —(3.33) для самолета № 1, приведены на рис. 3.1 (кривые 3 и 3′). В большем масштабе для «о начальные участки характеристик, относящихся к вертикальному ветру, показаны на рис. 3.2 (кривые 3). Графики на рис. 3.2 свидетельствуют о том, что характеристики самолета с автопилотом без высотного корректора [закон (2.14)] идут в области малых частот наиболее благоприятным образом. Что касается более высоких частот (рис. 3.1), то здесь различие между характе
рне. 3.9. Переходные процессы самолета № 1 с автопилотом [закон (2.14)], полученные по полным уравнениям (2.10), при воздействии вертикального ветра |
ристиками 2 и 3 незначительно. Особенно мало оно для вертикальных перегрузок (рис. 3.1,6), которые представляют наибольший практический интерес.
Переходные процессы при вертикальном порыве для самолета № 1 с автопилотом, закон управления которого выражается уравнением (2.14), представлены на рис. 3.9 и 3.10. Переходные процессы на рис. 3.9 получены по полным уравнениям (2.10), а на рис. 3.10 — по упрощенным (2.11). Сравнение этих процессов показывает, что при исследовании поведения самолета с автопилотом без высотного корректора вполне допустимо использовать упрощенные уравнения самолета.
Характер переходных процессов весьма благоприятен, нет нежелательных выбросов угла атаки в область отрицательных значений. Все это подтверждает выводы, сделанные на основании частотных характеристик.
На рис. 3.11 приведены переходные процессы для самолета № 1 с автопилотом без высотного корректора, соответствующие входу самолета в попутный поток воздуха, имеющий скорость
Wx= Ю м/сек. Эти процессы получены на основании полных уравнений (2.10). Характер переходных процессов позволяет утверждать, что при отсутствии высотного корректора переход к новому установившемуся режиму происходит плавно и в сравнительно короткое время.
В заключение этого параграфа рассмотрим характеристики самолета с автопилотом со скоростной обратной связью, закон
Рис. ЗЛО. Переходные процессы самолета № 1 с автопилотом [закон (2Л4)], полученные по упрощенным уравнениям (2.11), при воздействии вертикального ветра |
Рис. 3.11. Переходные процессы самолета № 1 с автопилотом без высотного корректора, полученные по полным уравнениям (2.10), при воздействии горизонтального ветра |
управления которого выражается уравнением (2.15). Объединяя
(2.15) с упрощенными уравнениями продольного движения
(2.11) , найдем передаточную функцию для вертикальной перегрузки от вертикальной составляющей ветра
W„ ,9 (р)=-l-Zl£L=±. **Р’ + иР + ъ/Р + ъ. Р „ (3.34) у у g ф(р)- g Р* + Ті Р3 + ?2 Р2 + ЪР + П
Амплитудно-частотная характеристика самолета № 1, построенная на основании (3.34), приведена на рис. 3.12 (кривая /).
При построении этой характеристики использовались, как и ранее, данные самолета № 1, приведенные в «Приложении А». Значения передаточных чисел U и сохранены теми же, что и в предыдущих примерах, а число г9=0,15 сек~х выбрано из условия получения вполне удовлетворительного переходного процесса при отработке системой управляющего воздействия по углу тангажа.
Для сравнения на рис. 3.12 приведена частотная характеристика (кривая 2) самолета № 1 с автопилотом, имеющим закон управления (2.14). Сравнение кривых 1 и 2 показывает, что система самолет — автопилот со скоростной обратной связью имеет практически такую же амплитудно — частотную характеристику, что и система самолет — автопилот с жесткой обратной связью. Таким образом, автопилот со скоростной обратной связью не может дать каких-либо преимуществ при полете в турбулентной атмосфере.